В зависимости от объема производства и однотипности ремонтируемой аппаратуры находят применение следующие методы ремонта: индивидуальный, узловой (агрегатный) и поточный. Каждый метод характеризуется степенью расчленения и специализацией для ремонтных работ.
Индивидуальный метод предполагает, что ремонт оборудования производится одним мастером. Исключением могут быть операции, связанные с ремонтом электродвигателей, изготовлением сложных деталей, окраской и гальваническими покрытиями, производимыми на отдельных участках мастерской или в порядке кооперирования с другими предприятиями.
Существенный недостаток этого метода – большая затрата времени на ремонт и его высокая стоимость. Последнее объясняется нерациональным использованием труда квалифицированных рабочих, выполняющих различные по сложности работы.
Преимущество индивидуального метода – простота организации работ.
Узловой метод предусматривает разделение всего производственного цикла на ряд специализированных операций, выполняемых параллельно разными рабочими (постами). Количество специализированных постов в мастерской зависит от степени расчленения аппарата на узлы, агрегаты (мальтийский механизм, приводной механизм, стабилизатор скорости и т. п.).
Особое внимание уделяется оснащению постов специальными приспособлениями, приборами и инструментами. Этот метод ремонта может быть с необезличенными и обезличенными узлами. В первом случае узлы устанавливают в прежний корпус, во втором случае узлы после ремонта поступают на склад, а корпус укомплектовывается узлами, ранее отремонтированными и полученными со склада.
Узловой метод позволяет обеспечить более высокое качество ремонта, увеличить производительность труда, уменьшить стоимость ремонта.
Поточный, или массовый, метод – высшая форма организации ремонта и характеризуется теми же показателями, что и массовое производство вообще.
В КРМ применяются преимущественно индивидуальный и реже узловой методы ремонта.
В зависимости от характера снабжения ремонтных предприятий запасными деталями различают три способа производства ремонта.
Первый способ основан на использовании запасных деталей, получаемых централизованным путем через органы снабжения. В этом случае заменяют (и при необходимости подгоняют) изношенные детали и узлы новыми, запасными. Этот способ наиболее экономичен, так как используются детали, изготовляемые серийно специализированными заводами и мастерскими.
Второй способ предусматривает изготовление запасных деталей силами и средствами ремонтной мастерской. Очевидно, этот способ неэкономичен и на него не следует ориентироваться.
Третий способ ремонта – смешанный: наиболее сложные детали поступают в мастерские через органы снабжения, а несложные детали (втулки, валы, оси, шайбы и т. п.) изготовляют в мастерских. В настоящее время в КРМ используется третий способ ремонта.