Если работающий двигатель постоянного тока с независимым возбуждением отключить от сети, то скорость его начнет постепенно снижаться до нуля. Время с момента отключения двигателя от сети до момента его полной остановки называется временем свободного выбега.
Чем больше мощность двигателя, тем больше масса якоря и его диаметр, тем дольше он будет останавливаться свободным выбегом. Это невыгодно для производственных механизмов, так как снижает производительность. Чтобы уменьшить время выбега, применяют электрическое торможение.
У двигателей постоянного тока существуют три способа торможения:
1. Генераторное (рекуперативное) торможение.
2. Реостатное торможение.
3. Торможение противовключением.
Генераторное (рекуперативное) торможение
Если под действием производственного механизма скорость вращения двигателя становится больше скорости идеального холостого хода, двигатель переходит в генераторный режим работы, называемый режимом генераторного торможения. При генераторном торможении скорость двигателя не сбрасывается до нуля, но зато имеется возможность не допустить дальнейшего увеличения скорости, и двигатель будет вращаться с постоянной скоростью, чуть больше скорости идеального холостого хода.
Генераторное торможение обеспечивает торможение двигателя, не допуская его разгон под действием производственного механизма.
Характеристика генераторного торможения является продолжением характеристики двигательного режима во 2-й квадрант.
Тормозные характеристики двигателей постоянного тока с независимым возбуждением.
Реостатное торможение
При реостатном торможении электрический двигатель отключается от сети и замыкается на активное сопротивление. При замыкании обмотки якоря на сопротивление, ток в якорной цепи меняет полярность, в результате чего переходит работать в точку a’, затем скорость двигателя начинает снижаться до нуля. Отрезок a’-0 – характеристика двигателя при реостатном торможении. Достоинством реостатного торможения является то, что двигатель сбрасывает скорость вращения до нуля.
Схема реостатного торможения двигателя постоянного тока с независимым возбуждением.
Торможение противовключением
Торможение противовключением – осуществляется двумя способами:
1. Изменением полярности на зажимах якоря.
2. Силовой спуск.
1. Изменением полярности на зажимах якоря.
Если изменить полярность на зажимах якоря двигателя, то в цепи якоря произойдет бросок тока намного больше, чем при реостатном торможении, и если двигатель работал в точке a, то при изменении полярности он перейдет работать в точку b, затем скорость начнет снижаться по характеристике b-b’.
Недостатком этого способа торможения является то, что если двигатель при скорости близкой к нулю не отключиться от сети, то произойдет реверс.
Время торможения этим способом будет намного меньше, чем при реостатном торможении, и, несмотря на это, этот способ торможения нельзя использовать для тех производственных механизмов, у которых реверс может привести к аварийной ситуации.
2. Силовой спуск. Его можно осуществить только на реостатной характеристике с добавочным сопротивлением в цепи якоря.
Если под действием производственного механизма двигатель изменит направление вращения, то в результате торможения скорость вращения будет оставаться постоянной и не позволит двигателю ее увеличить под действием производственного механизма.