Разборка и сборка электрических машин (двигателей и генераторов)

Электрический двигательРазборка электрических машин должна производиться так, чтобы после ремонта можно было правильно и с минимальной потерей времени ее собрать. Поэтому внимательно осматривают электрическую машину и намечают последовательность разборки, выясняют способы крепления различных элементов, узлов и наносят керном или краской метки на сочленяющихся частях.

Чтобы избежать поломки элементов, узлов при разборке электрической машины, не следует применять силу, не выяснив, что именно препятствует снятию той или иной детали.

Мелкие элементы складывают в ящички, а ротор (якорь) кладут на специальную подставку, так как случайное падение его может привести к трудноустранимому повреждению (погнется вал, ослабнет насадка сердечника или контактных колец, оборвется провод в пайках коллектора и т. п.).

Полностью электрические машины не разбирают, так как обычно в этом нет необходимости. Однако ниже рассматривается последовательность полной разборки, которая производится так:

1) отвинчивают винты крепления клеммовой панели и отсоединяют от нее выводы обмоток;

2) отсоединяют выводы щеток, вынимают их из гнезд и закрепляют щеткодержатели проволочными крючками на траверсе;

3) освобождают крепление муфты или вилки сцепления и снимают их, пользуясь съемником;

4) освобождают крепление заднего (со стороны вентилятора) подшипникового щитка, снимают его и вынимают ротор (якорь);

5) освобождают крепление и снимают передний щиток;

6) снимают сердечники полюсов электрической машины. Для этого после разметки сочленений разъединяют выводы полюсных катушек, вывинчивают на три-четыре оборота болты крепления сердечников полюсов и ударами молотка по их головкам отсоединяют сердечники от корпуса. Придерживая рукой сердечник, полностью вывинчивают болты крепления и снимают полюсную катушку;

7) освобождают крепление и снимают траверсу, предварительно поставив метки на сочленении ее с подшипниковым щитком;

8) освобождают крепление и снимают шунтовой реостат электрической машины;

9) снимают контактные кольца и коллектор с помощью съемника, предварительно отпаяв выводы от секций и обмотки;

10) выпрессовывают подшипники или втулки;

11) освобождают крепление селенового выпрямителя на корпусе (для бесколлекторного генератора) и снимают его.

Элементы и узлы, снятые с электрических машин, очищают от грязи и вторично проверяют, чтобы убедиться в их исправности.

После устранения неисправности электрическую машину собирают. Сборку электрической машины ведут в обратной последовательности. Элементы и узлы устанавливают на место по заранее сделанным меткам. Особое внимание уделяют креплению вращающихся узлов.

Вновь изготовленные элементы и узлы перед сборкой электрической машины обязательно проверяют. Также проверяют правильность соединения катушек и обмоток, если некоторые из них заменяли или перематывали.

Для проверки правильности соединения катушек трехфазного асинхронного двигателя на одну из фазных обмоток подают напряжение постоянного тока порядка 6–12 В и поочередно подносят компас к зубцам статора. Неправильное соединение катушек, например, 2 и 3 (рис. 1, а), обнаруживается по неправильному чередованию полярности. То же самое будет и при неправильном соединении катушек 1 и 2 (рис. 1, б) двухслойной обмотки электрической машины. В случае обрыва водной из катушек при параллельном соединении (рис. 1, в) компас покажет отсутствие магнитного поля у этих зубцов.

Проверка компасом соединений катушек одной фазы обмотки электрической машины: а – неправильное соединение в однослойной обмотке; б – неправильное соединение в двухслойной обмотке; в – обрыв в одной из параллельных ветвей

Рис. 1. Проверка компасом соединений катушек одной фазы обмотки электрической машины: а – неправильное соединение в однослойной обмотке; б – неправильное соединение в двухслойной обмотке; в – обрыв в одной из параллельных ветвей.

Таким же способом проверяют остальные фазные обмотки.

Вращающуюся часть электрической машины – якорь (ротор) – после ремонта обязательно балансируют. В условиях мастерских производится только статическая балансировка. Для этого якорь (ротор) шейками вала кладут на призмы (рис. 2) и после остановки делают заметку вверху сердечника якоря (ротора). Это продолжают несколько раз. При совпадении заметок к этому месту прикрепляют балансировочные грузики, которые после подбора прочно закрепляют, забивая в деревянные клинья или припаивая к сердечнику ротора. Если шейки вала различных диаметров, то на меньший диаметр надевают уравнительное кольцо.

Балансировка якоря (ротора) электрической машины

Рис. 2. Балансировка якоря (ротора) электрической машины.

Собранную электрическую машину проверяют на легкость вращения ротора (якоря) от руки и на задевание вращающихся частей. Измеряют зазоры между ротором (якорем) и статором (сердечником полюсов) в нескольких точках.

Не исключена вероятность, что после сборки электрический генератор не возбудится по причине размагничивания сердечников полюсов. Чтобы вновь намагнитить электрическую машину, через полюсную обмотку (возбуждения) пропускают постоянный ток номинальной величины от постороннего источника, плюс которого соединяют с клеммой Ш-1 электрического генератора. Если после намагничивания электрический генератор не возбуждается, то компасом проверяют правильность соединения полюсных катушек.

Для этого через обмотку возбуждения электрической машины пропускают постоянный ток не более номинальной величины и к полюсным сердечникам подносят компас, который должен показать правильное чередование полюсов. Полярность полюсов можно проверить с помощью стрелки, вырезанной из жести или стального пера, подвешенного на нитке. В этом случае корпус электрического генератора ставят вертикально и к полюсным сердечникам подносят стрелку (перо), острый конец которой укажет северный полюс. Траверсу электрической машины устанавливают на место по меткам, но все же необходимо проверить нейтраль одним из следующих способов:

1) электрический генератор включают на холостой ход и при постоянном числе оборотов и неизменном положении шунтового реостата перемещением траверсы добиваются максимальных показаний вольтметра в цепи переменного тока;

2) к клеммам переменного тока подключают вольтметр на 1,5–3 В, а к обмотке возбуждения неработающей электрической машины – источник постоянного тока на 10–12 В. Замыкая и размыкая цепь возбуждения, устанавливают траверсу так, чтобы не было отклонений стрелки вольтметра.

Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.