Основные неисправности электрических машин. Осмотр двигателей и генераторов для поиска неисправностей

Электрический двигательВ процессе эксплуатации электрических машин происходят полные или частичные отказы. В ряде случаев отказы происходят по внешним причинам: перегрузка электрической машины, обрыв питающей линии или линии нагрузки. Но большей частью отказы электрической машин происходят вследствие неисправности самой машины.

Наиболее вероятны следующие причины отказов электрической машины.

1. Повреждения или износ механических частей, например: выработка подшипников, втулок, шеек вала; трещины или поломка щитов, подшипниковых крышек, траверсы и клеммовой панели; ослабление крепления муфты или вилки сцепления и вентилятора; бой вала и вибрации электрической машины.

2. Повреждения деталей коммутации тока, например: образование нагара, раковин и выработка рабочей поверхности контактных колец, коллекторов; износ щеток и неисправность щеткодержателей, пробой изоляции контактных колец или пластин коллектора между собой и на корпус; нарушение контакта в пайках концов обмоточного провода в шлицах коллекторных пластин.

3. Неисправности пусковых устройств электрической машины в виде нарушения контакта или короткого замыкания пускового реостата, выключателя, центробежного устройства.

4. Повреждения якорных, статорных и пусковых обмоток в виде: обрыва или нарушения контакта в пайках обмоточного провода; обрыва в соединениях катушек и групп катушек; пробоя изоляции обмоток между собой и на корпус; пробоя изоляции обмоточного провода и образования короткозамкнутых витков; неправильного соединения фазных обмоток электрического двигателя.

5. Неисправность селенового выпрямителя, питающего обмотку возбуждения, бесколлекторного электрического генератора.

6. Неисправности короткозамкнутого ротора электрической машины в виде разрыва стержней, нарушения контакта между стержнем и замыкающим кольцом и разрыв замыкающего кольца.

Кроме того, при попытке неквалифицированного работника отремонтировать электрическую машину могут возникнуть такие неисправности: неправильное соединение между собой секций и катушек, различных обмоток, размагничивание полюсных сердечников электрического генератора и неправильная установка траверсы.

Своевременное обнаружение и устранение дефектов в работе электрических машин способствует их эксплуатационной сохранности. В противном случае даже незначительные дефекты, например, образование нагара, могут привести к необходимости капитального ремонта электрической машины (нагар, выгорание контактных колец, пробой их изоляции и как следствие этого – короткое замыкание обмотки).

Неисправность электрической машины определяют по внешним признакам и, пользуясь таблицей неисправностей, находят ее причину (табл. 1).

Таблица 1 - Неисправности электрических машин

Таблица 1 - Неисправности электрических машин

Таблица 1 - Неисправности электрических машин

Таблица 1 - Неисправности электрических машин

Таблица 1 - Неисправности электрических машин

Принятые в ремонт электрические машины очищают от грязи. Пыль изнутри удаляют с помощью пылесоса или струей сжатого воздуха. После чистки осматривают внешнее состояние электрической машины, проверяют электрические параметры и прослушивают ее работу на ходу, если это допустимо по ее состоянию.

Проверяя внешнее состояние электрической машины, обращают внимание на исправность клеммовой панели, надежность контактов, отсутствие вмятин и трещин в корпусе, подшипниковых крышках и щитах; прочность крепления щитов, подпятников, муфты или вилки сцепления, траверсы и вентилятора. Проверяют радиальный и осевой зазоры, легкость вращения якоря или ротора от руки, при этом слушают, нет ли задевания за полюсные сердечники или статор. Осматривают состояние поверхности контактных колец, коллектора, исправность траверсы, щеткодержателей, щеток и проверяют прижим щеток.

Так как увеличение зазора между ротором (якорем) и статором (сердечниками полюсов) приводит к значительной потере мощности электрической машины, а перекос вращающейся части – к аварии, то при осмотре обязательно измеряют зазор с обеих сторон минимум в четырех точках. В случае невозможности измерения зазора особо тщательно проверяют на слух трение ротора (якоря) о статор (сердечники полюсов). Данные зазоров приведены в табл. 2.

Таблица 2 - Ориентировочные данные зазоров между статором и ротором электрической машины

Независимо от внешнего состояния электрической машины проверяют электрическую прочность изоляции между обмотками и между каждой обмоткой и корпусом.

Измеряют сопротивление всех обмоток электрической машины, тем самым убеждаются в отсутствии обрыва и проверяют маркировку выводов (табл. 3). Электрическую прочность изоляции проверяют индукторным мегомметром или испытательным напряжением от повышающего трансформатора. В случае отсутствия мегомметра или испытательного трансформатора пользуются напряжением сети не менее 220 В, подаваемым через электролампу.

Таблица 3 - Обозначение выводов электрических машин

Если общее состояние электрической машины позволяет включить ее под напряжение (электрический двигатель) или соединить с первичным приводом (электрический генератор), то продолжают проверку электрических данных на холостом ходу и под нагрузкой; измеряют число оборотов в минуту и мощность, потребляемую электрическим двигателем от сети; измеряют напряжение переменного тока и напряжение постоянного тока на обмотке возбуждения и частоту вырабатываемого генератором тока.

Кроме того, для электрических машин обоих типов определяют температуру перегрева и проверяют прочность изоляции в нагретом состоянии после одного часа работы машины.

Исправность пусковых и регулирующих устройств проверяют как на ходу электрической машины, так и до ее запуска путем осмотра.

По обнаруженным дефектам, которые заносят в ремонтную ведомость, определяют категорию ремонта электрической машины. В случае механических повреждений или повреждений какой-либо обмотки машину разбирают частично или полностью, в зависимости от ее неисправности.

Лечение фарингита у взрослых в домашних условиях Солнышко.
Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.