Проверка и испытание электрических машин после ремонта (двигателей и генераторов)

Электрическая машинаПрошедшие ремонт электрические машины (двигатели и генераторы) обязательно испытывают. Предварительно тщательно осматривают внешнее состояние электрической машины, а именно: качество сборки; прочность крепления вентилятора и муфты (вилки) сцепления; наличие смазки; легкость вращения вала в подшипниках; отсутствие задевания вращающихся частей – нет ли повреждения лобовых частей обмоток; исправность выводных концов и бирок на них; измеряют зазор между статором и ротором (между полюсными наконечниками и якорем – для генераторов); состояние поверхности коллектора и контактных колец; исправность щеткодержателей и траверсы; проверяют силу прижима и притирку щеток.

После внешнего осмотра приступают к испытаниям электрической машины, программа которых определяется ГОСТом и включает в себя:
1) проверку сопротивления изоляции обмоток между собой и по отношению к корпусу;
2) проведение измерение сопротивления обмоток для электрической машины;
3) проведение проверки верности маркировки для концов выводов;
4) опыт холостого хода;
5) проведение испытания на увеличенную скорость вращения (испытание на «разнос»);
6) проведение испытания межвитковой изоляции;
7) опыт короткого замыкания;
8) проведение испытания на нагрев под нагрузкой;
9) проведение испытания электрической прочности изоляции (испытание на пробой).

Не всегда есть возможность провести полные испытания электрической машины, да и по характеру ремонтных работ не всегда в этом есть необходимость. Поэтому часто эти испытания электрической машины проводятся по сокращенной программе.

1. Проверка сопротивления изоляции для электрической машины осуществляется индукторным мегомметром на 500 В (типа МОМ-1101) или с помощью источника постоянного тока на 220 В и вольтметра с внутренним сопротивлением не менее 300 Ом на 1 В шкалы. Во втором случае сопротивление изоляции подсчитывают по формуле:

Формула для вычисления сопротивления изоляции

где Rпр – полное сопротивление вольтметра;
U1 – напряжение на зажимах источника тока;
U2 – напряжение того же источника, измеренное через изоляционное сопротивление.

2. Сопротивление обмоток электрической машины можно измерить посредством моста или пользуясь вольтметром и амперметром высокого класса точности (не ниже 0,5, т. е. погрешность не более 5%). Измеряя сопротивление обмоток, следует иметь в виду, что оно зависит от температуры их нагрева. Сопротивление обмотки rхол, измеренное в холодном состоянии, надо пересчитать на сопротивление при рабочей температуре машины rра6:

Формула сопротивления обмотки при рабочей температуре электрической машины

где t – температура окружающей среды (комнатная температура);
α – температурный коэффициент для меди 0,004.

Допустимое отклонение сопротивления обмоток от номинальной величины не должно превышать ±5%.

3. Проверка верности маркировки выводов электрических асинхронных двигателей производится подачей переменного напряжения на последовательно соединенные две фазовые обмотки и измерением напряжения на третьей. Если напряжение на измеряемой фазе соответствует нулю, то две первые фазы вместе соединены одноименными выводами. Затем соединяют другие две фазы и повторяют измерения.

Для измерения переменного тока надо знать, что при вращении якоря электрической машины по часовой стрелке (смотреть со стороны коллектора) у неперекрещенной обмотки положительный щеткодержатель (+) будет против южного полюса S, а отрицательный (–) – против северного N. У перекрещенной обмотки полярность будет наоборот. То же при вращении якоря против движения часовой стрелки – полярность должна быть обратной.

4. Опыт холостого хода включает в себя: проверку правильности сборки электрической машины; проверку нагревания подшипников; проведение измерения тока холостого хода и определение числа оборотов; проверку осевого качания ротора; проверку работы щеток и наличия посторонних шумов.

Ток холостого хода измеряют включением амперметров в каждый линейный провод, тогда:

Формула тока холостого хода, измеренного включением амперметров в каждый линейный провод

Токи, измеренные в каждой фазе, не должны отличаться более чем на 5% и не превышать паспортного (20–30% номинального тока – для мощных и 40–60% – для маломощных двигателей). Перегрев подшипников электрической машины может быть около 20 °C. Скольжение должно быть не более 1–2%. Испытание длится 30 мин при номинальном напряжении сети.

5. Испытание электрической машины на увеличенную скорость вращения позволяет проверить надежность бандажа, качество сборки коллектора и крепление обмоток. Скорость вращения повышается на 20% в течение 2 мин при холостом ходе. У электрических машин с возбуждением обороты повышаются путем увеличения тока возбуждения. У асинхронных двигателей этого достигают повышением частоты или при помощи постороннего привода.

6. Испытание изоляции между витками осуществляется повышением напряжения при холостом ходе на 30% сверх номинального в течение 5 мин. Это испытание электрической машины рекомендуется проводить во всех случаях ремонта, связанного с частичной или полной сменой обмоток.

7. Проведение опыта короткого замыкания дает возможность проверить пайки и соединения по нагреву, а также качество заливки короткозамкнутых роторов. Осуществляется путем увеличения тока до 1,5Iном в течение 1 мин при заторможенном роторе. Нагрев паек, соединений и короткозамкнутых контактов не должен быть значительным.

Электрические машины постоянного тока проверяют при замыкании всех якорных обмоток на сопротивление в два-три раза больше сопротивления якорных обмоток и выключенной обмотке возбуждения с щетками, установленными на нейтраль.

8. Испытание электрической машины на нагревание под нагрузкой производят методом торможения. Шкив двигателя зажимают между двумя деревянными колодками. Увеличивая прижим шкива колодками, изменяют величину нагрузки на электрическую машину, что в свою очередь вызывает изменение температуры нагрева электрической машины. Чтобы определить температуру перегрева, пользуются методом сопротивления: измеряют сопротивление обмотки до включения rхол и после rгор:

Формула для температуры перегрева

Превышение температуры считается установившимся, если оно изменяется не более чем на 1° за 1 час работы электрической машины. Температуру перегрева электрической машины можно измерить спиртовым термометром, головку которого следует обернуть фольгой.

9. Испытание электрической прочности изоляции между фазовыми обмотками относительно корпуса производится постепенным увеличением напряжения переменного тока от 30% номинальной до удвоенной величины. Максимальное значение испытательного напряжения выдерживается 1 минуту.

По окончании испытания электрической машины напряжение постепенно понижают до 1/3 номинальной величины, а затем выключают.

Магазин автозапчастей: лучшее предложение на рынке shop.tts.ru.
Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.