Непременным условием, определяющим производственную поточную линию как механизированную, является такое ее укомплектование основным и вспомогательным оборудованием, которое обеспечивало бы замену ручного исполнения основных и вспомогательных операций машинным. При этом часть процессов может выполняться вручную. Таким же образом исполняется и процесс управления оборудованием.
Механизированные поточные производственные линии комплектуются как из специализированного, так и из универсального оборудования. Они могут быть полностью укомплектованы специализированными станками, в том числе и с программным управлением, могут также целиком состоять из станков — полуавтоматов общего назначения, в том числе и с ЧПУ. И, наоборот, под определение «механизированные» подпадут линии, набранные из универсальных станков. Линии могут представлять собой конгломерат из всех перечисленных выше групп оборудования.
Включение в состав производственной линии оборудования, часть цикла которых управляется ЭВМ, не сделает линию автоматизированной, в том случае, если управление оборудованием и процессами будет осуществляться операторами, а не ЭВМ.
Механизированная линия обработки корпусных деталей
Одна из конструкций обрабатываемых на механизированной поточной линии корпусных деталей, широко применяемых в энергетическом машиностроении сборочных единиц изделий типа клапанов, изображена на рис. 22.3, а. На рис. 22.3, б изображен технологический маршрут групповой обработки однотипных (с изображенной) деталей и деталей близких типов.
Детали подаются на производственную поточную механизированную линию технологическими комплектами, под каждым из которых подразумевается набор различных деталей, имеющих один и тот же технологический маршрут и обрабатываемых на одних и тех же рабочих местах. На левой части схемы условно показано исходное положение комплектов Движение каждого из комплектов по потоку в процессе обработки отмечено рядом указателей, а рабочие места, на которых завершается обработка деталей комплекта, отмечены стрелками.
Рис. 22.3. Схема производственной поточной механизированной линии групповой обработки корпусных деталей паровых турбин: 1 — специализированный расточной станок ИР-20; 2 — то же станок ИР-15; 3, 4 — модернизированные токарно-карусельные станки 1531М; 5 — то же станок 1541; 6 — специализированный токарно-карусельный станок КС115; 7 — токарно-карусельный станок 1551; 8, 9 — продольно-строгальные станки 7210; 10 — модернизированный поперечно-строгальный станок 7М37; 11, 12 — специализированные расточные станки ИР-16; 13, 16 — модернизированные радиально-сверлильные станки 2А55; 14, 15 — то же станки 2Н57; 17 — модернизированный горизонтально-расточной станок 262Г.
Как и указано на схеме, всего на производственной механизированной линии обрабатывается 14 технологических комплектов, составленных из различного количества деталей — от одной (в комплектах 5, 14) до девяти (в комплектах 10, 12). Встречаясь на одном рабочем месте, технологические комплекты в сочетании составляют единую группо-операцию. Состав группо-операций не является постоянным.
По указателям и стрелкам можно проследить за маршрутом обработки каждого из технологических комплектов, а также за составом группо-операций. Например, детали технологического комплекта 1 проходят обработку в следующей последовательности: вначале на специализированном расточном станке модели ИР-20, затем на станке ИР-15, далее на модернизированном токарно-карусельном станке 1541, продольно-строгальном 7210, две операции на специализированных станках ИР-16, радиальносверлильных станках 2Н57, 2А55 и завершается обработка на горизонтально-расточном модели 262Г.
Маршрутный технологический процесс обработки приведен в табл. 22.4.
На поточной механизированной линии обрабатываются не только бесфланцевые детали, но и с фланцами на присоединительном с крышкой патрубке. В этом случае в отличие от бесфланцевых корпусных деталей со стороны фланца сверлятся отверстия и нарезается в них резьба. На эскизе 35 группо-операции таблицы и изображен представитель фланцевой корпусной детали, имеющей некоторую конструктивную несхожесть с деталями, представленными на эскизах остальных операций. Эта несхожесть и требует введения в маршрут обработки дополнительной операции.
Механизированная линия укомплектована питающими силовыми установками, оборудованием рабочих мест вспомогательного обслуживающего персонала и различного назначения вспомогательными устройствами. Так, производственная линия обслуживается средствами транспортирования заготовок и обрабатываемых деталей, устройствами для установки на станки и эвакуации с них. Созданы конструкции средств для транспортирования стружки. Применены защитные устройства к оборудованию, обеспечивающие безопасность рабочих. Рабочие места контролеров оборудованы механизированными стендами, позволяющими перемещать контролируемые детали в удобные для проведения замеров и осмотра позиции. Ряд рабочих мест обеспечены оргоснасткой.