При сборке кинопроектора необходимо обеспечить жесткое и правильное взаимное расположение деталей и узлов приводного и лентопротяжного механизмов.
В процессе сборки кинопроектора помимо универсальных сборочных и измерительных инструментов применяются специальные шаблоны, приборы и инструменты, обеспечивающие требуемую точность взаимного расположения деталей лентопротяжного и приводного механизмов. Киноремонтные мастерские обязаны выпускать принятую в ремонт аппаратуру и оборудование независимо от технического состояния и причин сдачи в ремонт полностью укомплектованной, отремонтированной и отрегулированной.
Последний, заключительный этап технологического процесса ремонта аппаратуры – обкатка и контроль работы отдельных узлов и механизмов. После сборки и регулировки кинопроектор ставится на обкатку, которая продолжается непрерывно в течение 2–4 час. Обкатка преследует цель проверки качества ремонта и сборки сопряжений узлов кинопроектора, а также проведение взаимной приработки собранных деталей. Во время приработки особенно легко обнаружить дефекты сборки (неправильный выбор зазоров, перекосы, ненадежные крепления, установка деталей низкого качества).
Отдельные неполадки в работе кинопроектора выявляются по неформальному нагреву трущихся пар, характерным стукам, течи масла и пр. Поэтому обкатка должна сопровождаться проверкой нагревания подшипников и электродвигателя.
Повышенный нагрев подшипников указывает на недостаточную величину зазора в сопряжениях, а вытекание масла (например, из мальтийского механизма кинопроектора типа КН) – результат увеличенного зазора между валами и втулками. Характерный стук и неплавная работа зубчатых передач возникают по причине плохой сборки узлов и установки деталей пониженного качества.
Контроль отремонтированного кинопроектора целесообразно проводить в следующей последовательности:
а) общий осмотр кинопроектора;
б) проверка лентопротяжного и приводного механизмов;
в) проверка качества изображения;
г) проверка качества звуковоспроизведения.
При общем внешнем осмотре кинопроектора следует убедиться в его комплектности, проверить без приборов сборку ответственных узлов, обратить внимание на состояние лакокрасочных и гальванических покрытий. Особое внимание следует обратить на состояние поверхностей деталей, соприкасающихся с кинопленкой.
Выборочно проверяют надежность крепления деталей винтами (5–6 винтов в различных узлах кинопроектора), а также контролируют состояние шлицев винтов, граней гаек, надежность контактов у электропроводки. При внешнем осмотре контролируют плавность хода кинопроектора от руки и легкость вращения деталей лентопротяжного механизма, кинематически не связанных с приводным механизмом (ролики, вал стабилизатора скорости, вал фрикциона подающей бобины и др.).
При покачивании за скачковый барабан ощутимый зазор между фиксируемой выемкой креста мальтийского механизма и фиксирующей шайбой эксцентрика во всех четырех положениях должен отсутствовать. Кроме того, проверяют работу механизма для совмещения кадра с кадровым окном, механизма фокусировки объектива, наматывателя.
Проверку лентопротяжного и приводного механизмов начинают с вращения рукоятки кинопроектора, а затем, включив электродвигатель. Убедившись в исправной работе приводного механизма, приступают к контролю деталей лентопротяжного механизма. Диаметральное биение и осевые зазоры вращающихся элементов лентопротяжного механизма, контролируемые индикатором, не должны превышать величин, приведенных в табл. 1 (размеры даны в миллиметрах).
Торцовое биение зубчатых барабанов и роликов не должно превышать 0,05 мм. а торцовое биение поверхностей поперечно-направляющих роликов, соприкасающихся с кинопленкой (у фильмового канала и стабилизатора скорости), должно быть не более 0,02 мм. Расстояние, находящееся между придерживающими роликами и рабочими поверхностями зубчатых барабанов должно равняться 0,25–0,3 мм, при этом ролики должны вращаться равномерно при заряженном в кинопроектор кинопленке. Зацепление шестерен считается нормальным, если между их зубьями имеется зазор 0,05–0,1 мм. Контроль осевых зазоров зубчатых барабанов, роликов, маховиков осуществляется с помощью щупа или измеряется индикатором.
При измерении осевого зазора индикатором стержень последнего упирают в торец контролируемой детали, которую от руки перемещают в осевом направлении. Разность показаний индикатора определяет величину осевого зазора. Сила прижима поперечно направляющего прижимного ролика к гладкому барабану для стационарных кинопроекторов (включая и типа КН) должна быть равна 300–350 г, а узкопленочных – 200–250 г.
С помощью динамометра из инспекторского набора УИН-2 или разновеса определяют усилие, прилагаемое к кинопленке при вытягивании его из фильмового канала, при прохождении звуковоспроизводящей части кинопроектора, при разматывании и наматывании кинопленки. Эти усилия должны лежать в пределах, указанных в табл. 2.
Проверив расположение деталей лентопротяжного механизма относительно плоскости фильмового канала с помощью шаблонов, перфорированной стальной ленты или отрезка кинопленки, приступают к испытанию лентопротяжного механизма на износ кинопленки. Кольцо кинопленки I категории со средней усадкой (0,4–0,5%) пропускают 100 раз через лентопротяжный механизм, исключая фрикционы подающей и принимающей бобин. При этом не должно быть повреждения перфорационных дорожек и поверхностей кинопленки. Незначительные потертости перфорационных дорожек и появление слабой полосы между фонограммой и изображением на 16-мм кинопленке в учет не принимаются.
Перед проверкой кинопроектора на качество изображения и звуковоспроизведения необходимо испытать надежность срабатывания автоматических световых заслонок, которые должны полностью перекрывать световой поток при уменьшении скорости транспортирования кинофильма примерно вдвое.
Работа этих устройств проверяется путем многократного пуска и остановки кинопроектора. Автоматические заслонки фильмового канала кинопроектора после остановки кинофильма в фильмовом канале должны срабатывать при увеличении верхней петли не более чем на три-четыре кадра. Испытание данных узлов заключается в пропуске через лентопротяжный тракт куска кинофильма, у которого на длине одного-двух кадров удалены обе перфорационные дорожки.
В заключение проверки кинопроектора контролируют качество изображения и звуковоспроизведения.
Контроль качества изображения
Одним из основных показателей качества кинопроекции является степень устойчивости изображения кадра на экране. Для проверки качества изображения опытным производством Всесоюзного научно-исследовательского кинофотоинститута (НИКФИ) выпускаются проекционные контрольные фильмы, часто называемые тест-фильмами. Различают тест-фильмы старого (рис. 1) и нового (рис. 2) образцов.
Рис. 1. Кадр проекционного контрольного фильма НИКФИ старого образца.
Рис. 2. Кадр проекционного контрольного фильма НИКФИ нового образца.
Кадр проекционного контрольного фильма старого образца содержит различные светлые фигуры и ряды цифр. Горизонтальные и вертикальные линии на кадре позволяют определить величину вертикальной и горизонтальной неустойчивости, которые не должны превышать величин, указанных в табл. 3.
Для проверки тяги обтюратора используют ромбики и светлые прямоугольники, а ряды цифр – для определения резкости изображения по полю экрана.
Контрольный фильм нового образца выпускается для проверки (и регулировки) кинопроекторов, демонстрирующих кинофильмы 35-мм обычного формата (ГОСТ 11079-64), 35-мм широкоэкранные (ГОСТ 11959-68), 16-мм (ГОСТ 11668-65) и 70-мм (ВТУ 0715).
Проекционные контрольные фильмы, независимо от формата кинофильма, построены по одному принципу и позволяют контролировать, а при необходимости и регулировать следующие параметры кинопроектора (киноустановки):
1) разрешающую способность по полю кадра;
2) стабильность резкости изображения на экране;
3) устойчивость изображения по вертикали и горизонтали;
4) синфазность работы скачкового механизма и обтюратора;
5) масштаб увеличения при кинопроекции;
6) размеры и расположение кадровых окон кинопроекторов киноустановки;
7) размеры полезной поверхности экрана и расположение проецируемого изображения относительно экрана.
Проекционный контрольный фильм имеет условное обозначение, например: 35ш-КФИП-2 ГОСТ 11959-68. Оно расшифровывается таким образом: контрольный фильм проекционный для 35-мм широкоэкранного фильма, разработка № 2, ГОСТ № 11959, утвержденный в 1968 году.
Проекционные контрольные фильмы имеют длину 110–150 м. Изготовляются они на пожаробезопасной малоусадочной кинопленке и по всей длине имеют одно и то же изображение.
Кадр проекционного контрольного фильма 35-КФИП-2 ГОСТ 11079-64 (см. рис. 2) содержит:
1. Пять штриховых мир НИКФИ № 3 (изготовления 1964 г.) для определения разрешающей способности проекционной системы в центре кадра и по его краям. Последние пронумерованы. Разрешенными считаются поля, в которых можно различить все четыре направления штрихов (горизонтальные, вертикальные и направленные в ту и другую сторону под углом 45°). Путем фокусировки кинопроекционного объектива на лучшую резкость в центральной мире или в мирах, расположенных по углам кадра, можно визуально определить потери разрешающей способности вследствие тех или иных причин: неперпендикулярности поверхности кадра к оптической оси объектива, коробления фильма, кривизны экрана, превышения допустимых углов проекции и пр.
2. Две группы шкал – горизонтальную и вертикальную – для определения устойчивости кадра в кадровом окне кинопроектора соответственно по горизонтали и вертикали.
Измерение в кадровом окне кинопроектора неустойчивости кадра с помощью нониусных шкал можно производить путем переноса левой (при измерении вертикальной неустойчивости) или нижней (при измерении горизонтальной неустойчивости) шкалы на белый лист бумаги. Этот лист прикладывается к правой (или верхней) шкале по возможности так, чтобы нулевые штрихи четко совпадали. Количество делений шкалы (цена деления 0,01 мм), определяющих величину неустойчивости, отсчитывают против совпадающих штрихов сверху и снизу от нулевой линии. Например, если в процессе наблюдения совпали штрихи с обозначением «+0,03» и «-0,04», то максимальная неустойчивость изображения в вертикальном направлении будет 0,07 мм. Можно использовать нониусные шкалы и без переноса основной шкалы. При этом на белый лист бумаги наносят один штрих, который последовательно устанавливают в местах несовпадения основной и нониус- ной шкал. Например, если штрих на листе бумаги в процессе наблюдения остается между штрихами, имеющими несовпадение 0,03 мм, то неустойчивость изображения менее 0,03 мм.
Наконец, в кадровом окне неустойчивость кадра можно определить без использования нониусных шкал, путем измерения неустойчивости на экране с помощью масштабной линейки. Измеренную величину делят на линейное увеличение объектива и из полученного результата вычитают величину неустойчивости кадра самого контрольного фильма, которая указана в его паспорте.
3. Квадраты размером 1 × 1 мм по всему полю кадра – для определения коэффициента увеличения при кинопроекции и для проверки тяги обтюратора кинопроектора. Коэффициент увеличения при проекции определяется путем измерения на экране любого квадрата. Поскольку размер его на фильме составляет 1 × 1 мм, то размер квадрата, измеренный в миллиметрах, на экране равен коэффициенту увеличения.
Проверка кинопроектора на тягу обтюратора производится путем наблюдения за изображением светлых и темных квадратов, расположенных по полю кадра.
4. Углы (расположены, как указано на рис. 3) для проверки размеров, а также расположения кадрового окна кинопроектора. Если при проецировании контрольного фильма на экране видны все четыре угольника и поле за ними, то кадровое окно проектора слишком велико. Если видны не все четыре угольника, то окно либо мало, либо расположено неправильно.
Рис. 3. Кадр проекционного контрольного фильма для проверки размеров, а также расположения кадрового окна кинопроектора.
5. Концентрические окружности, расположенные по полю кадра, служат для визуальной оценки искажений изображения.
Контрольный фильм, упакованный в полиэтиленовый мешочек и в коробку, хранят в фильмостате при температуре от +5 до +25 °C и относительной влажности воздуха 65 ± 5%.
Проверка качества воспроизведения фотографической фонограммы осуществляется с помощью звукового фотографического контрольного фильма, имеющего условное обозначение (в соответствии с форматом фильма, номером разработки и номером государственного стандарта).
Например, условное обозначение контрольного звукового фотографического фильма (КФЗФ) на 35-мм пленке второй разработки будет: контрольный фильм 35-КФЗФ-2 ГОСТ 11080-64.
Контрольные фильмы для проверки качества звуковоспроизведения независимо от формата фильма построены по одному принципу и состоят из целого фильма или из нескольких раздельных частей. Если киносетью поставляется отдельная часть, то ее условное обозначение будет, например: контрольный фильм 35-КФЗФ-3. Часть 2. ГОСТ 11080-64. Значит, это только вторая часть 35-мм звукового контрольного фильма третьей разработки, выполненного в соответствии с государственным стандартом, утвержденным в 1964 году за № 11080. Общая длина звукового контрольного фильма должна быть не более 300 м. Части фильма, поставляемые раздельно, выпускаются рулонами по 300 ± 10 м.
Звуковой контрольный фильм содержит фонограммы, обеспечивающие комплексную проверку следующих параметров звуковоспроизводящих систем:
1) положение читающего штриха относительно фонограммы;
2) резкость и освещенность читающего штриха;
3) среднюю скорость движения фонограммы;
4) усиление и частотную характеристику звуковоспроизводящего устройства;
5) общее качество звучания.
Например, звуковой контрольный фильм для 35-мм фильмов с фотографической фонограммой состоит из семи частей (табл. 4), объединенных в одном рулоне или поставляемых отдельными частями, за исключением 3, 5 и 7 частей.
Фонограмма «Маяк» (рис. 4) представляет собой позитив записи прямоугольных импульсов 300 Гц частоты со стороны кадра и 1200 Гц со стороны перфораций. Правильное положение читающего штриха будет в том случае, если штрих не будет воспроизводить ни одну из указанных частот (звука не будет).
Если прослушивается низкий тон (300 Гц), то штрих смещен в сторону кадра, а при воспроизведении высокой частоты (1200 Гц) – в сторону перфораций. Симметричное расположение читающего штриха по отношению к оси фонограммы достигается смещением штриха относительно фонограммы, или наоборот, в зависимости от конструкции звукочитающей системы.
Рис. 4. Контрольная фонограмма «Маяк».
Прослушивание обоих тонов одновременно свидетельствует о том, что длина штриха больше нормальной. Переменное прослушивание одного из тонов свидетельствует о колебаниях фильма в направлении, перпендикулярном его движению.
Фонограмма для фокусирования читающего штриха (рис. 5) является оригиналом записи прямоугольных импульсов частотой 8000 Гц. 8000 Гц – верхний предел воспроизводимых звуковым трактом киноустановки для 35-мм и 70-мм фильмов частот. Если при этой частоте уровень отдачи (громкость звука) окажется нормальным, то при более низких частотах записанных на фонограмму сигналов уровень отдачи будет тем более достаточным. Для того чтобы убедиться в этом, надо на выход усилителя подключить прибор ИВ-4 или ИВП-3, установить в среднее положение регулятор громкости и пропустить фонограмму.
Рис. 5. Фонограмма контрольного фильма, предназначенная для фокусировки читающего штриха.
Если при некотором смещении микрообъектива читающей оптики в том и другом направлении вдоль оптической оси прибор покажет большее напряжение, то, значит, читающий штрих не был отфокусирован. Нужно добиться, чтобы прибор давал наибольшее отклонение стрелки. Фонограмма для проверки перпендикулярности читающего штриха (рис. 6) является оригиналом записей прямоугольных импульсов частотой 8000 Гц. При воспроизведении ее различные показания прибора, подключенного к выходу усилителя, будут указывать на то, что имеется перекос читающего штриха, причем в ту сторону, которой соответствует большее отклонение стрелки.
Рис. 6. Фонограмма для проверки перпендикулярности читающего штриха по направлению движения кинофильма.
Для того чтобы выставить читающий штрих точно (перпендикулярно) к направлению движения фильма, служит фонограмма, приведенная на рис. 7. Она является оригиналом противофазной записи прямоугольных импульсов частотой 8000 Гц. Противофазной фонограмма является потому, что если правый ряд прямоугольных импульсов совместить с левым, то между импульсами зазоров не будет и, следовательно, каждый импульс правого ряда смещен на половину длины волны относительно импульсов левого ряда. Учитывая, что суммарная длина обоих рядов импульсов почти такая же, как и длина импульсов на рис. 5, читающий штрих при правильном его расположении по ширине фонограммы не будет выходить за ее пределы.
Рис. 7. Фонограмма для установки читающего штриха перпендикулярно направленного движения кинофильма.
Противофазная фонограмма позволяет весьма точно расположить читающий штрих; при отсутствии перекоса читающего штриха звук не воспроизводится, так как модуляция светового потока такой фонограммой происходить не будет. Если стрелка прибора покажет наличие сигнала на выходе усилителя, то, значит, световой поток модулируется фонограммой, т. е. читающий штрих установлен с перекосом относительно прямоугольных импульсов фонограммы. Фонограмма для проверки и регулирования равномерности освещенности читающего штриха представляет собой позитив записи частоты 1000 Гц, расположенной, как указано на рис. 8.
Рис. 8. Фонограмма для проверки и регулирования равномерности освещенности читающего штриха.
К выходу усилителя подключают прибор ИВ-4 или ИВП-3. Регулятор громкости устанавливают в положение, при котором стрелка прибора отклоняется примерно до середины шкалы. При воспроизведении фонограммы колебания стрелки не должны превышать 15–20% от первичного показания прибора.
Фонограмма для оценки качества звучания на слух представляет собой позитив записи речи (женского и мужского голосов) и отдельных отрывков характерных музыкальных произведений.
Степень равномерности движения фонограммы относительно читающего штриха оценивается субъективно при воспроизведении длительно звучащих нот рояля. При равномерном движении фонограммы аккорды воспроизводятся чисто и плавно затухают. Колебания скорости фонограммы прослушиваются как «плавание» звука и хрипы. Затем воспроизводится запись речи и оркестра для проверки общего качества звучания. При этом необходимо обратить внимание на внятность и разборчивость фраз, произносимых дикторами при нормальной и повышенной громкости, скороговоркой и шепотом, а также на произношение шипящих, свистящих букв и буквы X.
При плохом воспроизведении высоких частот буква С звучит, как Ш, а буква X может быть совсем не слышна. Качество воспроизведения женского голоса определяется в сильной степени равномерностью движения фонограммы и при значительном ее нарушении приводит к хриплому звучанию.
Проверка качества воспроизведения магнитных фонограмм
Для контроля и регулирования магнитных головок и их блоков, применяемых в кинопроекторах типа ПП-16 и КП, выпускаются магнитные контрольные фонограммы на 16-мм (16МФ-400 и 16-МКФ) и 70-мм (70-6МШФКФ) магнитных перфорированных лентах, имеющих сплошной полив ферромагнитного слоя. Содержание всех контрольных фильмов в основном одинаковое.
Шестиканальные магнитные контрольные фонограммы (70-6МШФКФ) предназначаются для проверки и регулировки трактов воспроизведения стереофонических магнитных фонограмм, применяемых при демонстрировании совмещенных фильмокопий широкоформатных кинофильмов. Контрольные фонограммы содержат:
1) фонограмму с записью частоты на шести дорожках чистого тона частотой 400 Гц;
2) фонограмму с записью частоты на шести дорожках чистого тона частотой 8000 Гц.
Проверяя или устанавливая правильное геометрическое положение магнитных головок, регулятор усиления усилителя воспроизведения четвертого канала устанавливают в первой трети сектора регулятора или в среднем положении.
По контрольным фонограммам с записью сигналов 400 и 8000 Гц на четвертом канале определяется наибольшая отдача при регулировке геометрического положения блока головок воспроизведения. Максимум отдачи показывает на правильность установки блока головок воспроизведения. В этом положении головка фиксируется.
Фонограмма № 1 служит для установки уровня воспроизведения по отдельным каналам. Для этого по всем шести каналам усиление усилителей устанавливают в положение, которое соответствует номинальному выходному напряжению.
Фонограмма № 2 служит для установки азимута блока головки воспроизведения по четвертому каналу. Максимум отдачи на частоте 8000 Гц говорит о правильности азимутального положения всего блока головок.
По этой же фонограмме корректируют частотную характеристику, находящуюся в области высоких частот по всем шести каналам. Для этого по контрольной фонограмме № 2 уровень отдачи устанавливают такой же, как и на частоте 400 Гц. Регулировочные фонограммы изготовляют в виде колец длиной по 2–3 м.
Музыкально-речевая фонограмма представляет собой стереофоническую запись музыкально-речевых фрагментов и служит для субъективной (на слух) оценки общего качества звуковоспроизведения.