Характерной особенностью киноремонтного дела является распыленность объектов ремонта в районах эксплуатации. Производство же ремонта централизовано в ограниченном числе мастерских, обслуживающих киносеть. К их числу относятся мастерские, располагающиеся в областных центрах и находящиеся в непосредственном ведении и подчинении областного (городского, республиканского, краевого) Управления кинофикации. Кроме того, при районных дирекциях киносети имеются киноремонтные пункты.
Киноремонтная мастерская – самостоятельная организация, действующая на началах хозяйственного расчета, имеющая самостоятельный баланс.
Киноремонтная мастерская осуществляет:
1. Ремонт всех видов кинопроекционной аппаратуры, усилительных устройств, электростанций и вспомогательного оборудования киноустановок, находящихся в государственной, ведомственной, профсоюзной киносети данного города, области, края, республики.
2. Оборудование и переоборудование установок и связанные с ним работы.
3. Монтаж и ремонт автокинопередвижек.
4. Составление проектно-сметной документации, связанной с работами по оборудованию и переоборудованию киноустановок.
5. Работу по изготовлению и испытанию образцов согласно рационализаторским предложениям, рассмотренным и одобренным управлением кинофикации.
6. Проверку запасных частей, поступающих на материальный склад киноремонтной мастерской.
7. Проверку вновь поступающего кинооборудования в киносеть.
Киноремонтная мастерская имеет следующие цехи (группы) или мастеров:
1) по ремонту кинопроекционной аппаратуры;
2) по ремонту усилительной и электроакустической аппаратуры;
3) по ремонту электросилового оборудования;
4) столярных, малярных, кузнечных и других работ;
5) по ремонту двигателей внутреннего сгорания передвижных электростанций;
6) проектно-монтажную группу.
В некоторых киноремонтных мастерских имеется механический цех, изготовляющий запасные части не только для собственных нужд, но и для снабжения других КРМ.
При небольшом объеме ремонтных работ перечисленные цехи (группы) могут объединяться по родственному признаку под руководством одного начальника (мастера). Например, в цех по ремонту усилительной и электроакустической аппаратуры можно включить мастеров по ремонту электросилового оборудования, а также проектно-монтажную группу и т. п.
Киноремонтную мастерскую возглавляет директор, назначаемый и освобождаемый от работы начальником Управления кинофикации. Директор КРМ несет ответственность за выполнение производственного плана, соблюдение финансовой, договорной и трудовой дисциплины и за хозяйственное ведение дела.
Непосредственное техническое руководство киноремонтной мастерской осуществляет технический руководитель.
Контроль за качеством выпускаемого из ремонта кинооборудования проводят работники отдела технического контроля, подчиненные непосредственно директору мастерской.
В мастерских, где по штатному расписанию не предусмотрен отдел технического контроля, выделяется работник, отвечающий за качество отремонтированного оборудования.
Отделы и должности административно-управленческого персонала определяются штатным расписанием. Количество работников управленческого персонала и их номенклатура зависят от количества киноустановок, обслуживаемых киноремонтной мастерской.
Киноремонтный пункт выполняет следующие работы:
1. На основе учета часов работы киноаппаратуры и оборудования разрабатывает графики технических осмотров и ремонта киноаппаратуры и оборудования.
2. Осуществляет в соответствии с графиком профилактические осмотры и ремонт киноаппаратуры и оборудования передвижных и стационарных киноустановок.
3. Производит текущий (№ 1) ремонт проекционной, усилительной, электросиловой и передвижных электростанций.
4. Следит за соблюдением планово-предупредительного ремонта и своевременной отправкой в киноремонтную мастерскую аппаратуры и оборудования для производства ремонтов № 2 и 3.
5. Производит проверку количества и качества поступающих в районную дирекцию киносети киноаппаратуры, оборудования и запасных частей и в необходимых случаях составляет рекламации.
6. На основе осмотра киноаппаратуры и оборудования, а также проверок соблюдения правил технической эксплуатации, правил пожарной безопасности, техники безопасности и производственной санитарии выявляет киномехаников и мотористов, не выполняющих указанные правила. О работниках, допускающих нарушение, докладывает директору киносети для принятия мер в отношении виновных.
7. Составляет заявки на запасные части, материалы и инструменты, необходимые для производства осмотра и ремонта киноаппаратуры и оборудования.
Мастер по ремонту производит работы как в месте нахождения киноремонтного пункта, так, при необходимости, и на киноустановках, расположенных в другом месте.
Как видно из перечисления работ, осуществляемых ремонтными мастерскими и ремонтными пунктами, последние выполняют лишь ремонт № 1, прочие виды ремонта должны выполняться ремонтными мастерскими.
Однако из-за большой удаленности действующих киноремонтных предприятий (мастерских, комбинатов, киноремснабов) от районных и сельских киноустановок области (края, АССР) часто аппаратура в ремонт не сдается и работает на износ. Анализ деятельности ремонтных предприятий, проведенный Кинокомитетом Российской Федерации, показал, что объем выполняемых ими ремонтов за последние годы имеет тенденцию к снижению.
Управления кинофикации ежегодно составляют графики ППР, которые должны выполняться.
В Ленинградской области был проведен эксперимент по реорганизации киноремонтных служб. Затем, накопив определенный опыт, Кинокомитет при СМ РСФСР в порядке проверки эксперимента внедрил новую систему технического обслуживания оборудования в киносети Пермской области.
Суть этой системы технического обслуживания киноустановок области состоит в следующем.
Помимо существующих областной киноремонтной мастерской и окружной мастерской было создано еще пять межрайонных станций технического обслуживания (МСТО) киноустановок. К каждой МСТО прикрепили дирекции киносети и городские кинотеатры, а для обслуживания киноустановок киноремонтные пункты превратили в районные пункты технического обслуживания (РПТО) и передали их МСТО. Структура технического обслуживания киноустановок по новой системе приведена на рис. 1.
МСТО – хозрасчетные единицы на самостоятельном балансе. Штат станции состоит из старшего мастера, который является распорядителем кредитов, бухгалтера и двух-трех слесарей. Ремонт киноаппаратуры в МСТО организован по узловому методу. МСТО выполняет ремонты № 2 и 3 с широким применением готовых узлов, получаемых из КРМ (или ремонтно-производственного комбината). Задача слесаря станции – установка таких узлов и общая регулировка собранного аппарата. Наличие автомашины позволяет оперативно доставлять на киноустановки отремонтированное оборудование и оказывать на местах необходимую помощь.
Рис. 1. Схема взаимосвязи органов кинофикации с киноремонтными подразделениями.
Киноремонтные пункты районных и городских дирекций киносети переданы в подчинение ремпромкомбинату (КРМ).
Слесарь РПТО подчинен директору киносети, отношения между ними регулируются положением, утвержденным областным управлением кинофикации. Работа слесаря РПТО регламентируется месячным графиком технических осмотров и ремонтов № 1, который утверждается директором киносети и старшим мастером МСТО. Выполненная на киноустановках работа оформляется актом. В среднем на одного слесаря РПТО в график включается не более 15 киноустановок, а обслуживается им не более 30 киноустановок. Таким образом, каждый слесарь бывает на киноустановках не реже одного раза в два месяца, т. е. значительно чаще, нежели при старой системе технического обслуживания.
Разработано положение о премиальной системе оплаты слесарей РПТО и МСТО, согласно которому установлено ежемесячное вознаграждение до 30% оклада. Заключение на право получения премиального вознаграждения дается руководителем кинодирекции на основании своевременности и доброкачественности работ, выполненных в соответствии с графиком.
Существовавшие ранее при каждой дирекции киносети склады запасных частей и материалов были ликвидированы. Основные узлы и запасные части МСТО отпускает областной ремпромкомбинат по прейскурантной стоимости, без складской наценки. Такая система позволила исключить затоваривание запчастями (что особенно важно!), которые ежегодно в большом количестве списывались.
Ранее, когда слесари ремонтных пунктов находились в штате дирекции киносети, производимые ими расходы по ремонтам № 2 и 3 относились за счет эксплуатационных расходов, а не амортизационных отчислений, что ухудшало финансовое состояние районных дирекций киносети.
Результаты экспериментального внедрения новой системы технического обслуживания киноустановок позволяют сделать следующие выводы:
1. Создание МСТО решило важную проблему приближения ремонтных баз к киноустановкам. Ремонты № 2 и 3 перенесены из областного ремпромкомбината (РПК, см. рис. 1) в межрайонные мастерские. Это резко сократило транспортные расходы.
2. Стоимость запасных частей, идущих на ремонт, снизилась на 12 т. е. на сумму складской наценки.
3. Созданы условия для внедрения узлового метода ремонта.
4. В целом резко сократился спрос на запасные части. Это объясняется тем, что МСТО и РПТО потребляют такое количество запчастей, которое необходимо только для выполнения ремонтов, не создавая ненужных запасов.
5. Организация работы РПТО позволяет полностью устранить простои киноустановок по техническим причинам, улучшить эксплуатационное состояние киноаппаратуры и в конечном счете значительно повысить качество кинопоказа.
Описанная новая система ремонтно-технического обслуживания киносети широко обсуждалась на семинаре главных инженеров кинокомитетов союзных республик, была одобрена и рекомендована для внедрения в киносети страны в ближайшие годы.