Включение в цепь якоря сопротивления должно быть таким, чтобы пусковой ток лежал в пределах (2÷3)Iн. Для того чтобы ускорить переходный процесс, то есть уменьшить время пуска, сопротивления из цепи якоря выводятся по частям, поэтому пуск с добавочными сопротивлениями в цепи якоря называется ступенчатым. Величина ступеней ускорения определяется с помощью статической пусковой диаграммы, которая строится следующим образом: по двум точкам, как было рассмотрено ранее относительно естественной электромеханической и механической характеристик.
Схема ограничения величины пускового тока двигателя постоянного тока с независимым возбуждением.
Iн — ток номинальный.
Iпер — ток переключения.
Iп — ток пусковой.
Задаемся величиной пускового тока: Iп=2·Iн. Соединяем точку 1 с точкой ω0 прямой линией. Для того чтобы с помощью системы управления электроприводом выключать часть сопротивлений из цепи якоря, выберем параметр, по которому будет вестись контроль за пуском двигателя. Обычно это ток переключения:
Iпер = (1,1÷1,3)Iн
По мере увеличения скорости вращения двигателя ток в цепи якоря уменьшается и когда достигнет значения тока переключения в точке 2 срабатывает схема и замыкает контакт КМ1.
Так как электропривод обладает определенным запасом электрической энергии, скорость вращения двигателя в точке переключения 2 мгновенно измениться не может, поэтому мгновенно меняется ток, из точки 2 он переходит в точку 3, бросок идет до Iп. Когда достигается точка 4, опять срабатывает схема управления и замыкается контакт КМ2, и далее по аналогии. В итоге достигаем точки а.
Статическая пусковая диаграмма двигателя постоянного тока с независимым возбуждением при ограничении величины пускового тока.
Если из точки 6 не попадаем в точку a, нужно менять значения либо тока переключения, либо пускового тока.
abc · mR = Rн
abc — длина отрезка bc.
mR [Ом/мм].
afe · mR = R1
aek · mR = R2
akd · mR = R3
abd · mR = rа
Rп = R1 + R2 + R3