Двигатели постоянного тока с независимым возбуждением можно тормозить двумя способами.
1. Реостатное торможение, при котором якорь двигателя отключается от питающего напряжения и замыкается на активное сопротивление. В момент замыкания якоря на активное сопротивление в цепи якоря двигателя возникает бросок тока. Для того чтобы бросок тока не превышал допустимого значения, в цепь якоря двигателя включается добавочное сопротивление, величина которого определяется по формуле:
Rдоб = (U/Iдоп) — rа
В момент замыкания обмотки якоря на активное сопротивление двигатель переходит работать из точки a в точку a’, затем скорость двигателя снижается до нуля.
Отрезок a’0 – тормозная характеристика электродвигателя при реостатном торможении.
Характеристики при реостатном торможении и торможении противовключением двигателей постоянного тока с независимым возбуждением.
2. Торможение противовключением осуществляется следующим образом: на зажимах якоря электродвигателя постоянного тока изменяем полярность, при этом в цепи якоря будет бросок тока. Чтобы ограничить этот ток до допустимого значения, в цепь якоря включается дополнительное сопротивление. Его величина определяется по формуле:
Rдоп = (U + E) / Iдоп = (2U / Iдоп) – rа
Прямая a’c – тормозная характеристика в режиме торможения противовключением.
Если в точке c электродвигатель не отключить с помощью системы управления электроприводом, то произойдет реверс.