У двигателей постоянного тока с последовательным возбуждением, также как и у двигателей с независимым возбуждением, используется два способа торможения: динамическое (реостатное) торможение и торможение противовключением.
Учитывая особенности двигателей постоянного тока с последовательным возбуждением, у них можно осуществить два вида реостатного торможения: торможение с независимым возбуждением и торможение с самовозбуждением.
Торможение в режиме независимого возбуждения
При торможении в режиме независимого возбуждения, обмотка возбуждения отключается от обмотки якоря и подключается к постороннему источнику постоянного тока, а якорь электродвигателя отключается от сети и замыкается на тормозное сопротивление.
Схема двигателя постоянного тока последовательного возбуждения при динамическом торможении в режиме независимого возбуждения.
Характеристики в тормозных режимах описываются уравнениями:
ω = (Iа·Rа) / (CM·Фδ)
ω = -[(M·Rа) / (CM·Фδ)2]
Это прямые линии, проходящие через начало координат. Наклон этих линий зависит от величины добавочных сопротивлений, включаемых в цепь якоря.
Характеристики двигателя постоянного тока последовательного возбуждения при динамическом торможении в режиме независимого возбуждения. Rдоб.3>Rдоб.2>Rдоб.1
Торможение с самовозбуждением
При торможении с самовозбуждением обмотка возбуждения не отключается от якоря, а переключается с помощью схемы управления таким образом, чтобы направление тока в обмотке возбуждения осталось таким же, как и в двигательном режиме.
Схема двигателя постоянного тока последовательного возбуждения при динамическом торможении с самовозбуждением.
Характеристики двигателя постоянного тока последовательного возбуждения при динамическом торможении с самовозбуждением. Rдоб.3>Rдоб.2>Rдоб.1
Для возникновения и существования режима самовозбуждения необходимо соблюдение такого условия, как наличие остаточного магнетизма, и поток остаточного магнетизма должен совпадать по направлению с основным магнитным потоком, именно поэтому необходимо сохранить направление магнитного потока таким же, каким оно было в двигательном режиме.
Торможение в режиме самовозбуждения происходит медленнее, чем в режиме независимого возбуждения, так как тормозные характеристики нелинейные.
Торможение противовключением
Торможение противовключением осуществляется изменением полярности на обмотке якоря, при этом в обмотке возбуждения должно быть сохранено то же направление тока, которое было в двигательном режиме.
Схема двигателя постоянного тока последовательного возбуждения при торможении противовключением.
Характеристики двигателя постоянного тока последовательного возбуждения при торможении противовключением.