Электромеханическая и механическая характеристики двигателя постоянного тока представляют собой прямые линии и поэтому могут быть построены по двум точкам. Теоретически это могут быть любые точки характеристик, но в теории электропривода принято строить по двум точкам:
Точка 1: ω = ω0 = U / (CMФδ); Iа = 0
Точка 2: ω = ωн; Iа = Iн
В паспортных данных электродвигателя приводятся значения номинального тока и номинальной скорости.
Схема включения двигателя постоянного тока с независимым возбуждением.
Скорость идеального холостого хода обычно определяется следующим образом:
ωн = (Uн – Iн·τн) / (CMФδн)
ω0 = [Uн / (Uн — Iа·τ)]·ωн
ω0 = Uн / (CMФδн)
ω0 / ωн = Uн / (Uн – Iн·τн)
В паспорте обычно собственное сопротивление якоря не проводится.
Iн2·rа = 0,5·(1 – ηн)·Uн·Iн
rа = 0,5·(1 – ηн)·Uн / Iн = 0,5·(1 – ηн)·Rн
Семейство механических (электромеханических) характеристик двигателя постоянного тока с независимым возбуждением с разными величинами Rдоб. Для естественной характеристики 1 Rдоб1=0. Для искусственных характеристик 2-4 Rдоб2 < Rдоб3 < Rдоб4.
M = Cm·Фδн·Iн
Механическая характеристика также будет представлять собой прямую линию, но в другом масштабе.
Введение добавочных сопротивлений в цепь якоря приведет к увеличению Δω и к снижению характеристики по отношению к естественной. Характеристика с введенным добавочным сопротивлением в цепь якоря называется реостатной.