Под подготовительными операциями подразумеваются слесарные и разметочные операции по обработке корпусных деталей цилиндров среднего и высокого давления паровых турбин, а также и операции механической обработки некоторых поверхностей, являющихся базами при дальнейшем ведении процесса.
На слесарных операциях отдельные участки поверхностей корпусных деталей цилиндров паровых турбин подготавливаются для проведения различного рода контроля. При этом производятся зачистка и запиловка поверхностей под проверку твердости, а также создаются условия для визуального контроля и контроля средствами ультразвуковой дефектоскопии по обнаружению дефектов заготовок до и после термической обработки.
Разметка — одна из часто повторяемых основных операций. Процесс обработки, например, комплекта корпусных деталей цилиндров высокого давления (ЦВД) мощной турбины прерывается для выполнения разметочных операций до 12 раз. При этом наиболее сложные операции разметки выполняются с переустановкой детали до четырех раз. Разметкой проверяются заготовки, а также создается первый комплект баз в виде разметочных рисок. Базы должны обеспечить такую установку деталей перед обработкой, которая, с одной стороны, позволила бы «выкроить» готовую годную деталь из заготовки, а с другой, — определить взаимное расположение черных необрабатываемых поверхностей относительно обработанных в соответствии с требованиями чертежа.
Обычно для разметки применяются разметочные плиты и набор разметочного инструмента. Для регулирования положения детали при разметке целесообразно использовать домкраты с гидропластом.
Усовершенствование процесса разметки связано с применением контрольно-разметочных машин, в том числе и машин с ЧПУ. При их применении самая сложная из разметочных операций корпусных деталей цилиндров операция выполняется не более чем с двух установок. Разметка на машине сокращает не только трудоемкость, но также и затраты труда на выполнение ненормируемых вспомогательных работ, связанных с привлечением мостовых кранов.
Продолжается выгрузка оборудования.