В некоторых случаях повреждения статорной обмотки асинхронного двигателя в виде пробоя изоляции или обрыва ремонтируют без перемотки. При пробое изоляции в лобовой части или в пазу поступают так же, как при аналогичных случаях с генератором переменного тока. Если произошло короткое замыкание небольшого числа витков, то их разрезают, не вынимая из паза и не разматывая катушки так, чтобы они не составляли замкнутую цепь, а концы исправных витков соединяют между собой посредством пайки.
Обмотку асинхронного двигателя, имеющую большие повреждения, не ремонтируют, а перематывают. Для этого также требуется обмоточная записка. Статорные обмотки выполняются вручную или по шаблону.
При ремонте асинхронных двигателей намотку обмотки вручную делают так: очистив статор двигателя от остатков изоляционного лака и масла, в пазы, соответствующие шагу обмотки, закладывают киперную ленту для крепления лобовых частей обмотки. Затем кладут электрокартон и лакоткань так, чтобы они выступали со всех сторон, во внутренние соседние пазы вставляют деревянные планки, которые необходимы для получения нужной формы лобовых частей обмоток асинхронного двигателя (рис. 1).
Рис. 1. Укладка статорных обмоток асинхронного двигателя: а – ручная намотка (1 – зубец статора, 2 – обмотка, 3 – деревянные планки); б – шаблонная всыпная намотка.
Конец обмоточного провода соединяют с выводом и прикрепляют бирку с обозначением согласно схеме и закрепляют его. Затем в изолированные пазы наматывают нужное число витков, не допуская их пересечения, и уплотняют с помощью гладилки. Намотав одну катушку асинхронного двигателя, переставляют деревянные планки и наматывают таким же способом остальные катушки. На концы катушек навешивают бирки с обозначениями. При двухслойной обмотке между слоями при ремонте обязательно прокладывают изоляцию из электрокартона и лакоткани.
По окончании намотки асинхронного двигателя соединяют между собой концы катушек, делают выводы от фазных обмоток, маркируют их и присоединяют к клеммам на панели. Лобовые части обмотки асинхронного двигателя при ремонте прочно закрепляют, пользуясь киперной лентой. Заправляют внутрь изоляцию, выступающую из паза, и закрепляют обмотку, забивая в пазы деревянные или фибровые клинья. Проверяют обмотку на отсутствие обрыва и короткого замыкания. После этого на статорную обмотку наносят покровный лак и подвергают горячей сушке.
Рис. 2. Разъемная оправка и катушки обмотки асинхронного двигателя: 1 – щеки; 2 – основание; 3 – винты крепления; 4 – отверстие для вала намоточного станка; 5 – группа намотанных катушек.
Для изготовления шаблонной обмотки при ремонте асинхронного двигателя пользуются секционированной разъемной оправкой (рис. 2), посредством которой можно, не разрывая провода, намотать несколько секций (катушек) и тем упростить их соединение.
Для изготовления разъемной оправки необходимо знать форму катушки (равносторонняя, цепная), размеры ее сторон и лобовых частей и размеры поперечного сечения. Все это указывают в обмоточной записке или делают замеры катушки и паза.
Перед намоткой катушек при ремонте асинхронного двигателя в прорези разъемной оправки – шаблона закладывают суровые нитки, которыми скрепляют катушки после намотки. Если ширина паза между соседними зубцами достаточна, то катушки, намотанные по шаблону, обматывают тафтяной или киперной лентой и укладывают в пазы. При недостаточной ширине катушку укладывают в пазы по проводничку. Такая обмотка называется «всыпной».
При двухслойной шаблонной обмотке асинхронного двигателя на дно паза при ремонте сначала кладут нижнюю сторону одной катушки, изолируют ее лакотканью, а затем в этот же паз помещают верхнюю сторону другой катушки.
Обмотки однофазного асинхронного двигателя целесообразно изготовлять на шаблоне, так как в этом случае упрощается ремонт.
Неисправности короткозамкнутых роторов в виде разрыва стержня или замыкающего кольца устраняют путем перезаливки.