При ремонте кинопроекторов и двигателей внутреннего сгорания используют детали, поступающие через органы снабжения, реставрированные и изготовленные в КРМ.
В централизованном порядке поступают лишь наиболее сложные и точные детали. Остальные запасные детали, согласно утвержденной номенклатуре, изготовляют силами и средствами КРМ. В эту номенклатуру входят оси, валы, втулки, фиксаторы и т. п.
При изготовлении деталей применяются основные и вспомогательные материалы. К основным материалам относятся такие, из которых изготовляют детали. К вспомогательным – материалы, участвующие в изготовлении деталей при сборке изделия: обтирочные, прокладочные, смазочно-охлаждающие жидкости.
Основные материалы, применяемые при ремонте кинооборудования СССР
Для изготовления деталей кинопроекционной аппаратуры и двигателей внутреннего сгорания в наибольшей степени используются конструкционные простые углеродистые стали, литейные серые и антифрикционные чугуны, алюминиевые сплавы и лишь в отдельных, сравнительно немногочисленных случаях находят применение легированные конструкционные и инструментальные стали.
Наибольшее число деталей изготовляется из простой углеродистой качественной стали 20, стали 40, стали 50, согласно ГОСТу 1050–60. Из стали марки 40 изготовляется большая часть валов, оси, зубчатые барабаны, шестерни, червяки, рейки, шайбы, муфты, фиксаторы и другие детали. За небольшим исключением, для этих деталей применяется калиброванная сталь, согласно ГОСТу 1051–59.
Из стали марки 20 изготовляют оси, валики, упоры, храповые колеса, фланцы, кольца. В ряде случаев эту сталь используют для шестерен, но их подвергают цианированию и последующей закалке.
В значительно меньшей степени применяется сталь 50, из нее изготовляют колодки, планки фильмового канала, валики, вкладыши, некоторые шестерни, ролики. Как правило, детали, изготовленные из стали 50, подвергают закалке и последующему отпуску.
Для изготовления плоских деталей используется листовая холоднокатанная сталь 10 кп, а также декопированная сталь, из которых изготовляют шторки, колпачки, щитки, кожухи, планки.
Большое применение находит для винтов, гаек, болтов, упоров, роликов, некоторых осей калиброванная автоматная сталь, главным образом марки А12.
Из инструментальных углеродистых сталей используют стали марок У8А, У10А, У12А, для изготовления таких деталей, как поводки, кольца, шайбы, штифты, которые за небольшим исключением, подвергаются термообработке.
Из легированных сталей применяется только конструкционная хромоникелевая сталь, из которой изготовляют наиболее ответственные детали.
Для изготовления сравнительно крупных деталей (корпуса, колонки, маховики) используют обыкновенный литейный серый чугун, а для втулок подшипников – антифрикционные чугуны.
В качестве антифрикционных материалов, используемых для подшипниковых втулок, широко применяют металлокерамику – железо – и бронзографит.
Большое распространение получил алюминиево-кремниевый сплав АЛ2, из которого почти исключительно путем отливки под давлением изготовляют такие детали, как корпуса, кронштейны, фланцы, кожухи, рукоятки и др.
В крайне ограниченном числе случаев, главным образом для изготовления очень мелких деталей (контактные пластины, электродержатели, патроны, колпачки), используют бронзу и латунь.
Большое число деталей изготовляется из пластических масс типа монолит, текстолит, винипласт, пресспорошок К18-2.
Начиная с 1954 года в отечественном машино- и приборостроении начали применять полиамиды – твердые высокоплавкие смолы микрокристаллического строения. Важнейшими представителями полиамидных смол являются нейлон и поликапролактам (капрон).
Прочность, износоустойчивость, легкость, малый коэффициент трения, химическая инертность, возможность формовки с жесткими допусками деталей сложной конфигурации – основные качества полиамидов. Они не коррозируют сталь и сами не портятся от соприкосновения с нею, поэтому детали машин и приборов, сопряженные с деталями из полиамидов, можно изготовлять из углеродистой стали обыкновенного качества.
Прокладочные материалы, применяемые при ремонте кинопроекторов СССР
При сборке узлов кинопроекторов и двигателей внутреннего сгорания применяются следующие прокладочные материалы:
1) в уплотнениях, находящихся в соприкосновении с маслом, бензином, керосином при температуре не более 80 °C и давлениях не выше 10 атм, используется чертежная бумага либо тонкий (0,2–1,5 мм) картон, пропитанные маслом, керосином или специальной мастикой;
2) для предохранения от вытекания воды, бензина, минеральных масел (при температуре 80 °C) хорошим прокладочным материалом служит листовая фибра;
3) для уплотнений соединений, работающих при температуре выше 100 °C, используется чистый асбест (листовой, шнуровой) либо асбест, армированный медью (медно-асбестовые прокладки).