Вид электромеханической и механической характеристик двигателей постоянного тока зависит от способа возбуждения, поэтому рассмотрим сначала характеристики двигателей с независимым возбуждением.
Схема двигателя постоянного тока с независимым возбуждением.
Напряжение, подводимое к двигателю должно быть достаточным, чтобы создать ЭДС якоря Eа и покрыть потери на активное сопротивление якорной цепи.
U = Eа + Iа · ΣRа
ΣRа = rа + Rдоб
U = CM · Фδ · ω + Iа · ΣRа
CM · Фδ · ω = U – Iа · ΣRа
ω = (U – Iа · ΣRа) / (CM · Фδ)
Электромеханической характеристикой двигателя постоянного тока называется зависимость скорости вращения от тока якоря.
Если подать напряжение на обмотку якоря при отсутствии тока на обмотке возбуждения, то магнитный поток будет равен нулю, а скорость будет стремиться к бесконечности. Такое явление называется разносом двигателя. Чтобы избежать разноса двигателя используются электродвигатели с параллельным возбуждением – двигатели, у которых обмотка возбуждения соединяется внутри машины параллельно обмотке якоря.
Схема двигателя постоянного тока с параллельным возбуждением.
M = CM · Фδ · Iа
Iа = M / (CM · Фδ)
Уравнение механической характеристики двигателя постоянного тока с параллельным и независимым возбуждением:
ω = [U / (CM • Фδ)] – [(M · ΣRа) / (CM · Фδ)2]
Как видно из формул, зависимость между скоростью и током якоря носит линейный характер, следовательно, электромеханическая характеристика будет представлять собой прямую линию.
Рассмотрим характерные точки электромеханической характеристики:
Электромеханическая характеристика двигателя постоянного тока с параллельным возбуждением.
1. ω = 0; Iа = Iп = U / rа
Точка 1 – пусковая точка. С нее начинается разгон двигателя.
Пусковой ток Iп = (8÷10) Iн
2. ω = U / (CM·Фδ) = ω0; Iа = 0
ω0 – скорость идеального холостого хода.
3. ω = ωн; Iа = Iн
Точка номинальной работы.
4. ω > ω0; Iа < 0
Генераторный режим работы двигателя (режим рекуперативного торможения).
5. ω < 0; Iа > Iп
Если под действием производственного механизма изменится направление вращения электрического двигателя, то двигатель перейдет в режим торможения противовключением, который называется силовой спуск.
Если мы поменяем полярность, то будет реверс.
Механическая характеристика имеет такой же вид, как и электромеханическая, но в другом масштабе.