Проверка эксцентриситета поверхностей роторов паровой турбины, а также их центровка относительно полостей цилиндров под уплотнения и по полумуфтам представляет собой повторение процессов сборки на стенде завода. Полученные данные должны соответствовать записанным в формуляры заводской сборки и не выходить за пределы установленных допусков.
Центровка же ротора турбины с ротором турбогенератора выполняется один раз непосредственно на монтаже.
При сцентрированном положении ротора турбогенератора относительно статора радиальное биение полумуфты этого ротора не должно быть больше 0,05 мм, а биение ближней к муфте шейки — 0,02 мм. При такой установке проверяется торцовое биение полумуфты. Если биение торца полумуфты одного центруемого ротора отличается от биения торца полумуфты второго ротора более чем на 0,02—0,03 миллиметра, то торец полумуфты с большим биением необходимо шабрить до тех пор, пока его биение не станет равным биению торца сопрягаемой полумуфты.
Центровка роторов турбогенератора и турбины производится с помощью скобы, закрепленной на полумуфте одного из роторов. Регулирование положения полумуфт производится изменением положения подшипников турбогенератора.
Окончательная совместная обработка отверстий под болты соединительной муфты выполняется после центровки.
Обработанные отверстия должны соответствовать следующим техническим требованиям. Необходимо, чтобы парные отверстия были соосны и их оси перпендикулярны к поверхности сопряжения, шероховатость соответствовала параметру Ra = 0,63 мкм. Конусность и овальность должны находиться в пределах 0,02 мм.
Процесс совместной обработки отверстий механизирован и выполняется с применением приводных устройств по одной из двух схем: развертывание комплектом насадных разверток с последующим хонингованием и раскатыванием; растачивание резцом и раскатывание после расточки. После очистки от стружки полумуфты паровой турбины болтами соединяются в муфту.
При монтаже правильность соединения роторов жесткими муфтами контролируется маятниковой проверкой и проверкой на отсутствие коленчатости.
Под маятниковой проверкой понимается проверка биения свободного конца ротора паровой турбины, присоединенного к смежному ротору через жесткую муфту.
На рис. 19.8, а изображена схема проверки биения передней шейки ротора высокого давления (РВД). Подъемным устройством 2 передний конец ротора 3 высокого давления подвешивается. После этого удаляются нижние вкладыши переднего подшипника. Соединенные муфтой 4 РВД с ротором 5 среднего давления вращаются совместно. Возникающее при вращении биение опорной шейки РВД регистрируется индикатором 1. Биение не должно превышать 0,15 мм.
Рис. 19.8. Схемы проверки соединения муфт роторов паровых турбин.
На рис. 19.8, б приведена схема проверки биения передней опорной шейки ротора 2 низкого давления трехцилиндровой паровой турбины. Для проведения контрольной операции необходимо перемонтировать подшипник, на который опирается передний конец ротора низкого давления (РНД). Жесткая муфта 8 разомкнута, и РНД не соединен с ротором 7 среднего давления. Боковые опорные колодки подшипника снимаются, а на их место помещаются резиновые колодки. Под нижнюю колодку подшипника подкладывается фольга толщиной около 0,1—0,15 мм. Переоборудованный таким образом подшипник 6 обеспечивает поперечное качание переднего конца ротора при его вращении. Вкладыш заднего подшипника 5 перед проверкой удаляется. Это состояние на схеме условно показано путем смещения подшипника от ротора паровой турбины. При совместном вращении соединенных муфтой 3 ротора 4 генератора и РНД индикатором 1 измеряется биение передней шейки РНД, которое не должно превышать 0,15 мм.
Проверка собранной жесткой муфты на коленчатость заключается в определении численного значения сдвига осей соединенных муфтой роторов.
На рис. 19.8, в приведена схема проверки коленчатости осей ротора 2 и ротора 5 паровой турбины, соединенных жесткой муфтой 3. Для проверки необходимо удалить ближайший к проверяемой муфте вкладыш подшипника (4 на схеме). Индикатором 1 при совместном вращении роторов измеряется биение поверхности опорной шейки ротора 5, которое не должно быть больше 0,02 мм.